Демо-товары

 

                                                                                             

                                                                                 Преамбула

 

    В компании исторически сложился регламент, согласно которого, для появившегося некондиционного товара, заводился еще один новый артикул:

основная часть имени товара совпадала с именем кондиционного товара, но в конце имени приписывался суффикс ДЕМО;

в описании товара делались текстовые уточнения о характере отклонений от кондиционного товара;

к товару прикладывались как общие фото, так и нюансы конкретного экземпляра;

для такого товара по общим принципам заводилась сниженная цена в прайс-лист.

    После проведения вышеописанных мероприятий, такой товар попадал в продажу на общих основаниях (его видели менеджеры продаж, он публиковался в интернет-магазине).

 

                                                                  Изменения с целью решения проблемы

 

    С увеличением объемов продаж через маркетплейсы, возник заметный поток товаров, которые возвращаются обратно на наш склад, и, зачастую, относятся к классу некондиции. Закупка заявила, что текущий механизм не покрывает возросших потребностей, и им необходимо фиксировать особенности возвращенных единиц товаров. Связано это с тем, что предыдущий механизм ДЕМО-товаров предполагал что для обычного товара может быть не более одного ДЕМО-товара (из-за механизма обеспечения уникальности имён), и соответственно, не более одной цены.

   А сейчас таких товаров стало появляться заметное число (десятки) в рамках одного артикула. Совместно с закупкой мы выработали решение, что лучше всего для решения задачи подходит уровень «партий» Движения, поскольку для штучно продаваемых товаров «партия» Движения равна одной единице товара. Были доработаны механизмы, позволяющие прикреплять файлы изображений к «партии», а также добавлено текстовое поле для описания особенностей конкретной единицы товара.

 

                                                           Осознание недостаточной эффективности решения

 

    Через несколько месяцев после ввода вышеописанных изменений в эксплуатацию, стало понятно что разработанный механизм не справляется с возложенной на него нагрузкой. Закупка исправно выполняла свой регламент, фиксируя в «партиях» нюансы возвращаемых товаров (текст + фото). Однако, складские запасы таких товаров не расходовались с той же скоростью, с которой прибывали.

    Анализ показал, что несмотря на наличие всей необходимой информации, менеджеры продаж в своей работе не оперируют понятием «партии», хотя все необходимые механизмы и интерфейсы на стороне программы «Движение» им были предоставлены. Причина в том, что разрез «партий» является еще одним уровнем детализации, и для эффективного перестроения работы продаж требуется:

  •  менеджерам необходимо перестроить свои мозги, чтобы начать оперировать еще одним уровнем детализации;

  •  кардинально пересмотреть все ключевые интерфейсы продажи, чтобы добавить уровень партий ближе к привычному восприятию;

  •  та же проблема с интерфейсом возникает и для продаж на сайте, в дилерском кабинете, в брендовых магазинах, в маркетплейсах — т.к. клиентам тоже нужна наглядная и понятная картина;

  •  поскольку все партии живут в рамках одного артикула, то у нас нет возможности дифференцировать цену в зависимости от степени некондиции, что в конечном итоге приводит к накладкам / ошибкам / повышенному уровню ручного управления.

    В результате размышлений пришли к решению отказаться от уровня партий для решения данной задачи, и разработать альтернативные механизмы.

 

                                                                           Итоговое решение

 

    Изначально, под ДЕМО-товаром подразумевался товар с любым типом некондиции, от незначительной (нарушена упаковка, нет защитной плёнки, т.п.) до серьёзной (вмятины на панели, отсутствие пломб, следы восстановления, т.п.). При этом, размер уценки для всех случаев по одному ДЕМО-артикулу был одинаковый. Создать несколько ДЕМО-артикулов с одним и тем же названием мы не могли, т.к. по правилам Движения товар должен иметь уникальное название.

    В итоговом решении, введено понятие индивидуализированного ДЕМО-товара. То есть, если ранее у нас было два класса товаров (обычный и ДЕМО), то теперь добавлен ещё один класс - "индивидуализированный ДЕМО":

  • Обычный товар - кондиционный товар.

  • ДЕМО-товар - товар с незначительной некондицией (нарушена упаковка, нет защитной плёнки, т.п.). На все экземпляры такого товара может быть назначена одинаковая уценка. Для такого товара в Движении НЕ ФИКСИРУЮТСЯ индивидуальные особенности (фото и описание), соответственно регламент упрощается.

  • Индивидуализированный ДЕМО-товар. Это товар с явными повреждениями: вмятины на панели, отсутствие пломб, следы восстановления, т.п. Экземпляры, имеющие разный характер некондиционности, будут помещаться в разные артикулы. Чтобы вписать такой товар в систему правил именования товаров Движения, в конце наименования он будет иметь слово "ДЕМО" и, после слова "ДЕМО" - свой собственный артикул. Например, "ГРИЛЬ ЛАВОВЫЙ HEIDEBRENNER ETK-BST3 БЕЙКЕР ДЕМО G3321".

    В реализованном механизме, индивидуализация ДЕМО-товара сосредоточена в партиях: к партиям прикрепляются фото повреждений, в комментариях описывается характер повреждений, информация о проведённом ремонте и т.п. Для индивидуализированных ДЕМО-товаров по новой схеме, вся эта информация переносится непосредственно в товары (артикулы), т.е. из отбора товаров можно будет посмотреть фото и прочесть информацию о характере некондиции.

   Таким образом, мы возвращаем менеджерам продаж контроль над ситуацией, не добавляя им новых механизмов и интерфейсов, и не проводя глубоких переработок Движения, и что еще более важно - связанных с ним систем.

    Поскольку каждый индивидуализированный ДЕМО-товар имеет свои уникальные дефекты, создание таких товаров интегрировано в процесс переоприходования. То есть, создание индивидуализированного ДЕМО-товара не требует участия бренд-менеджера, кроме проставления цены на новосозданный товар, и самого общего контроля (полнота и качество прикрепленных фотографий, и качество текстового описания). Это позволило заметно сократить время принятия решения на создание нового артикула.

    С точки зрения программной реализации, выстроена связь между обычным (главным) товаром и его ДЕМО-версиями (подчинёнными) таким образом, чтобы изменение характеристик главного товара автоматически меняло бы и характеристики ДЕМО-версий (кроме индивидуального описания и приложенных файлов). Появление этих связей позволяет избежать расхождений характеристик между главным товаром и его ДЕМО-версиями, которые накапливаются со временем (поменяли габариты, потом вес, потом тип закупки, и т.д.). Кроме того, это позволяет начать рассматривать автоматизированное заведение/корректировку карточки товара в маркетплейсах.

 

    Данное решение обеспечивает следующие выгоды:

  1.  Менеджер по продажам без привлечения дополнительных инструментов видит список дефектов и может предметно информировать клиента, видит цены (уценка при разных дефектах может быть разной).

  2.  Отпадает необходимость в механизме "обязательных партий" в спецификации, что уменьшает уровень логических коллизий. (ПРИМЕЧАНИЕ: «Обязательная партия» - партия, привязанная менеджером к строке спецификации. Кладовщик при подборе товара в накладную, созданную по данной спецификации, может подобрать только эту конкретную партию и никакую другую. Является разновидностью «уникального товара»).

  3.  Гарантируется согласованность характеристик товаров (кроме характеристик индивидуализации).

  4.  Упрощается размещение ДЕМО-товаров на маркетплейсах.