Организация адресации на складах хранения.
Преамбула
Компания располагает несколькими складами, распределенными территориально. Некоторые склады прошли довольно длинный эволюционный путь развития с точки зрения организационных процессов, регламентов, поколений складского оборудования, программных и аппаратных средств автоматизации процессов, степени интеграции с учетной системой принятой в компании.
В данной статье поговорим о важном аспекте, влияющем на многие процессы связанные с функционированием склада - способом организации адресов хранения.
Исторический экскурс
До появления средств автоматизации управления складом, на нем было принята такая структура деления, которая позволяла сотрудникам отыскивать товары, ориентируясь не только на адреса но и на собственную память. Ряды/ярусы/ячейки разделялись по товарным типам/моделям/брендам. Стеллажи имели некоторый уровень маркировки, соответствующий принятому делению. Но поскольку склад - динамическая система, актуальность данной маркировки оставляла желать лучшего. Сотрудники склада для эффективной работы должны были владеть пониманием того, где какие товары хранятся. Поскольку в голове сложно удержать тысячи брендов и десятки тысяч типов/моделей - сотрудники специализировались, и отвечали только за определенный более узкий спектр товаров. Увольнение таких сотрудников, равно как и отпуск/болезни - нарушали стабильную работу склада, приходилось держать несколько сотрудников, дублирующих функции друг друга. Все это приводило к потерям эффективности работы, к серьезной зависимости процессов от сотрудников, к сложностям ротации кадров, к невозможности быстрого подбора и/или размещения большого количества товаров относящихся к одной группе из за того что работу было сложно/невозможно проводить параллельно.
Инвентаризация склада в таких условиях также была довольно трудоёмким процессом, который можно было провести только при соблюдении следующих условий: полная блокировка процессов отгрузки и приемки товаров; инвентаризации подвергался сразу весь объем склада, чтобы можно было получить сквозную инвентаризационную ведомость и сравнить учетную картину с фактической; устранение обнаруженных расхождений было длительным процессом, растягивающимся на недели и месяцы после проведения инвентаризации.
Текущее состояние по основным задачам с точки зрения адресации хранения
В современном состоянии склады хранения являются системой согласованных цепочек организационно-технических регламентов, значительная часть которых может выполняться одновременно, что повышает совокупную производительность склада, устраняет узкие места (так называемые бутылочные горлышки).
В компании принята шестиуровневая система адресации мест хранения:
-
Склад - логическое деление, соотносит место хранения с конкретным складом.
-
Зона - дробит склад на несколько условных зон. Каждая зона соотносится со своей функциональностью и соответствующей ей совокупностью регламентов. Зоны в свою очередь, делятся на две категории - реальные (привязаны к геометрическим объемам склада) и виртуальные (организованные по иным принципам).
-
Ряд - дробит зону на несколько рядов (исторически - это ряды стеллажей). Соотносится с некоторой точкой или линейно-протяженным пространством склада.
-
Ячейка - разделяет ряд в горизонтальной плоскости на удобные для восприятия человека объемы.
-
Ярус - естественное деление по полкам стеллажа (по высоте).
-
Паллетоместо - синтетический подуровень, разделяет одну ячейку одного яруса на (как правило) три паллетоместа. Наличие этого дробления обусловлено конструкцией стеллажей и тем, что одна ячейка слишком велика для эффективной адресации.
Пример точного адреса места хранения ВИ/MAIN/7/3/18/2, где:
- ВИ - код склада
- MAIN - код зоны
- 7 - ряд
- 18 - ячейка
- 3 - ярус
- 2 - паллетоместо.
Для целей автоматизации процессов, связанных с хранением товаров на местах хранения - каждый адрес в системе учета имеет свой уникальный идентификатор. Чтобы осуществлять действия направленные на привязку/отвязку товаров к местам хранения (и иные, например инвентаризационные действия), на каждом месте хранения нанесен штрихкод (принятый тип штрихкода - QR), в котором записана информация об уникальном идентификаторе данного места хранения. С появлением штрихкода, нанесенного на места хранения, появилась возможность применять терминалы сбора данных (ТСД) со считывателем штрихкода. Каждое действие, выполняемое при помощи ТСД со штрихкодом фиксируется в учётной системе как в соответствующем регламенте (товар с идентификатором таким-то привязян к месту хранения с идентификатором таким-то), так и в сквозном журнале событий для проведения дополнительных расследований.
Далее, имеет смысл рассмотреть типы зон, которые используются на складах компании, и их основное назначение.
-
Главный - основной объем склада, обеспечивающий хранение любых товаров кроме ЗИПа. Многоярусное стеллажное паллетное хранение. Оснащен погрузчиками, узкопроходниками и прочим оборудованием, позволяющим осуществлять эффективное размещение товара на стеллажах.
-
Зип - вспомогательная зона, стеллажного хранения, со специально организованными ячейками и лотками, позволяющими хранить широкую номенклатуру мелких товаров относящихся к запчастям.
-
Негабарит - вспомогательная зона хранения, напольного и/или уличного исполнения, адреса хранения нанесены на пол и/или асфальт в виде специальной разметки. Позволяет разместить товары, которые отличаются своими особыми габаритами, не позволяющими их хранить на стеллаже в паллетах.
-
Приемка - техническая зона, разделенная на несколько секторов. Каждый сектор технически описывается отдельным рядом с одной ячейкой, ярусом, паллетоместом. Представляет собой отдельный док, к которому может припарковаться фура, из которой осуществляется разгрузка товаров для дальнейшей приемки и размещения их на складе.
-
Отгрузка - техническая зона, разделенная на несколько секторов. Каждый сектор (в наших терминах - ряд) - отдельный док, к которому может припарковаться фура. В такой сектор происходит размещение подбираемых товаров, дополнительная маркировка (при необходимости), проверка соответствия отгрузочным документам, погрузка в фуру.
-
Инвентаризация - виртуальная техническая зона, используемая только в режиме проведения общей (сквозной) инвентаризации. Технически описывается одним отдельным рядом с одной ячейкой, ярусом, паллетоместом. К этой зоне в момент старта инвентаризации привязывается весь товар, который с точки зрения учёта не имел адреса хранения (оприходованные, но не размещенные; приехавшие с другого склада, но не размещенные; товары, прошедшие процедуру переоприходования, но не размещенные и т.п.). Далее, по окончанию проведения тотальной инвентаризации, существует специальный этап, инициируемый руководителем инвентаризации, который осуществляет изменение адреса хранения, если товар был фактически обнаружен где-либо на местах хранения. Товары, которые после выполнения данной процедуры всё равно остались в этой ячейке - кандидаты на списание (после проведения дополнительных расследований).
-
Персональные ячейки кладовщиков - виртуальная техническая зона, каждая ячейка которой связана не с определенным пространством склада, а с определенным сотрудником склада. Позволяет привязать к ней товар в промежуточных моментах, когда товар, к примеру, снимают с ячейки и везут в зону отгрузки. И пока его не привезут в зону отгрузки, он будет привязан к персональной ячейке сотрудника, который осуществляет данную операцию.
Таким образом, товар всегда остается задан в системе координат адресов хранения. Сотрудники в целях самоконтроля имеют возможность посмотреть товары, которые повисли на них (а также есть система уведомлений, сообщающая при смене сотрудником процесса «обратите внимание...»), и по горячим следам разобраться с ситуацией. В дальнейшем эта информация может использоваться как основа для расследований/разборок и упрощения поиска утерянного товара.
Дополнительно решаемые задачи, увязанные с адресным хранением
При размещении товаров учитываются результаты ABC-анализа. Опираясь на получаемую картину мы оптимизируем хранение наиболее популярных товаров с точки зрения адресов хранения по двум факторам:
-
ряды/ячейки должны быть максимально приближены к зоне отгрузки (минимизируем транспортное плечо);
-
ярус должен быть как можно меньше (уменьшаем время на подъем/спуск погрузчика/узкопроходника), а еще лучше первый (вообще исключаем необходимость использования погрузчика/узкопроходника - можно задействовать рохли или вообще переместить товар вручную).
Оптимальное перемещение сотрудников при подборе товара. Когда для отгрузки клиента необходимо подобрать товар со склада, и переместить его в зону отгрузки, мы решаем задачу планирования оптимальной траектории перемещения сотрудника (группы сотрудников). Если задачу не решать, то траектория перемещения сотрудников на карте будет выглядеть как хаотическое перемещение блохи, что удлиняет траекторию, а также создает конфликты одновременного доступа к ячейке/ряду/оборудованию/зоне отгрузки и т.п. накладки. Критерием оптимизации является совокупная стоимость пути.
Стоимость пути складывается из следующих факторов (интегрируемых при помощи аддитивной свертки с разными весами):
-
геометрическая длина предполагаемой траектории перемещения;
-
необходимость использования для подбора/транспортировки оборудования (погрузчики, узкопроходники) из за весогабаритных характеристик товара или из-за того что товар хранится не на первом ярусе;
-
длина очереди (текущая и прогнозная) на оборудование (погрузчики, узкопроходники), если они задействуются;
-
необходимость распаковки товара из транспортировочной упаковки;
-
необходимость нанесения индивидуальной маркировки (когда маркировка нанесена не поштучно а на группу товаров/паллет/транспортировочную упаковку);
-
предпочтение отгрузки товаров с максимально старой датой;
-
наличие свободных зон отгрузки и прогнозируемая динамика их высвобождения в будущем;
-
одновременное присутствие нескольких сотрудников в одном ряду узкопроходной зоны в случае использования узкопроходников на этом же ряду (вопрос соотносится с безопасностью).